Действующая
редакция
Письмо Минобрнауки России от 20.07.2017 № ПЗ-818/09
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
13 апреля 2017 г. № 444 "О внесении изменений в Положение о Министерстве
образования и науки Российской Федерации", а также во исполнение
протокола совещания от 31 мая 2017 г. № ДМ-П8-31пр у Председателя Правительства
Российской Федерации об организации отдыха и оздоровления детей в части
принятия актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации
отдыха и оздоровления детей", Минобрнауки России направляет методические
рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей для
руководства и использования в работе органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, уполномоченными в сфере организации отдыха и оздоровления
детей.
П.С.Зенькович
УТВЕРЖДАЮ
Статс-секретарь - заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
П.С.Зенькович
" " июля 2017 г.
Методические
рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей
I.
Настоящие методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и
оздоровления детей разработаны в целях реализации полномочий органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха
и оздоровления детей, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации
отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный закон).
Так, в соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха
II оздоровления детей относятся:
реализация государственной политики в
сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории субъекта Российской
Федерации, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;
осуществление регионального
государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской
Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
формирование и ведение реестров
организаций отдыха детей и их оздоровления.
Минобрнауки России, осуществляя
функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в
сфере организации отдыха и оздоровления детей и взаимодействие с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями отдыха детей и их оздоровления, осуществляет
межведомственное взаимодействие заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций отдыха детей и их
оздоровления по вопросам, связанным с отдыхом и оздоровлением детей, включая
выработку единой государственной политики, разработку предложений по
совершенствованию правовых, социально-экономических и организационных условий
организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время организации отдыха
детей и их оздоровления контролируются по различным направлениям различными
федеральными органами государственной власти:
государственный контроль за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в области защиты прав потребителей и
благополучия человека осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор,
в том числе его территориальными органами;
государственный контроль в области
безопасности людей на водных объектах осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в области
безопасности людей на водных объектах;
государственный надзор за выполнением
требований пожарной безопасности на объектах отдыха и оздоровления детей
осуществляется органами и должностными лицами федерального государственного
пожарного надзора в рамках полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации;
государственный контроль качества и
безопасности медицинской деятельности в организациях отдыха детей и их
оздоровления осуществляется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в том
числе его территориальными органами;
федеральный орган исполнительной
власти в сфере внутренних дел, в том числе его территориальные органы принимают
меры по обеспечению общественного правопорядка и общественной безопасности
детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления;
федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки и органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере
образования, согласно нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" наделены полномочиями по
осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования и
лицензионного контроля за образовательной деятельностью в отношении
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
организаций, осуществляющих оздоровление и (или) отдых, которые имеют лицензию
на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, федеральный
государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской
Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей обеспечивается
Минобрнауки России посредством взаимодействия с указанными ведомствами, в том
числе по итогам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, и
обеспечения контроля за их устранением уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями отдыха детей и их оздоровления.
II.
Согласно подпункту 24.3 части 2 статьи 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного
ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального
бюджета), относится в том числе решение вопросов организации и обеспечения
отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в
каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности
жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их
оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований
законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления
детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон № 124-ФЗ).
Минобрнауки России обращает внимание,
что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ
по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ,
органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право
принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в
федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, порядок формирования и
ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров
организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестры), порядок
осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований
законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления
детей органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе
определить самостоятельно.
При этом до внесения изменений в
законодательство Российской Федерации при формировании и ведении реестров
органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо
руководствоваться письмом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 18-2/10/1-5182 о единых требованиях
к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления.
При формировании реестра необходимо в
обязательном порядке:
в заглавии реестра указывать
наименование субъекта Российской Федерации, год формирования или актуализации
сведений, содержащихся в реестре, а также наименование уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха
и оздоровления детей;
размещать реестр в формате электронной
таблицы .xls, .xlsx, отдельно от "файла - согласования" реестра с
территориальными органами Роспотребнадзора, МЧС России и иными органами;
размещать реестр ежегодно не позднее 1
марта текущего года и постоянно обновлять содержащиеся в нем сведения;
указывать в сведениях об организациях
отдыха детей и их оздоровления информацию, в том числе об условиях для
проживания детей и проведения досуга, режим работы организации, стоимость
путевки (либо стоимость 1 дня пребывания);
включать в реестр следующие разделы:
раздел II "Информация о
действующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на
территории иных субъектов Российской Федерации или за пределами территории
Российской Федерации, находящихся в государственной, муниципальной
собственности, или на содержании балансодержателей, имеющих регистрацию
юридического лица на территории данного субъекта Российской Федерации";
раздел III "Информация о
недействующих организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных на
территории субъекта Российской Федерации, а также о недействующих организациях
отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории иных субъектов
Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации,
находящихся в государственной, муниципальной собственности, или на содержании
балансодержателей, имеющих регистрацию юридического лица на территории данного
субъекта Российской Федерации";
размещения паспорта организации отдыха
детей и их оздоровления на сайтах указанных организаций либо их учредителей
(балансодержателей).
Реестр должен быть размещен на
официальном сайте уполномоченного органа (уполномоченных органов)
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха
детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" в разделе "Отдых детей и их оздоровление",
уровень "вложенности" которого относительно главной страницы
размещения не должен превышать второго уровня.
Например,
http://МинОбрСубъекта.ги/ДеятельностьМинистерства/Детский_отдых_и_оздоровление/.
Об изменении информации, содержащейся в реестре, необходимо оперативно
информировать Минобрнауки России, в том числе на адрес электронной почты
do@turcentrrf.ru.
В разделе "Отдых детей и их
оздоровление" должна быть представлена следующая информация:
1.
Актуальный реестр, составленный в соответствии с указанными требованиями по
формированию и ведению реестров. На странице реестра должна быть размещена дата
его последнего обновления, а также контактные данные ответственного лица,
осуществляющего сбор информации для включения в реестр и (или) контактные
данные лица, осуществляющего размещение сведений в реестре.
2.
Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере организации
отдыха детей и их оздоровления (письмо Минобрнауки России от 1 июня 2017 г. №
ВК-1463/09).
3.
Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской
Федерации в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе
порядок подбора и направления детей в организации отдыха детей и их
оздоровления.
4.
Информация о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в
сфере организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе перечень
нормативных правовых актов, на основании которых проводятся указанные проверки.
5.
Перечень документов, необходимых для открытия организаций отдыха детей и их
оздоровления.
6.
Перечень документов, необходимых для направления детей в организации отдыха
детей и их оздоровления.
7.
Иная информация, касающаяся организации отдыха детей и их оздоровления в
субъекте Российской Федерации.
Своевременное формирование и ведение
реестров, а также актуализация сведений позволит обеспечить информационную
открытость и доступность сведений о деятельности организаций отдыха детей и их
оздоровления для родителей (законных представителей) детей, направляемых в
организации отдыха детей и их оздоровления, и иных участников правоотношений в
сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
III.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря
1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции
Федерального закона) (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации
отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии
медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и
обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их
оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в
первоочередном порядке. В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты
проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными
родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и
проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных
нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Минобрнауки России обращает внимание,
что для целей Федерального закона № 159-ФЗ федеральный
законодатель предусмотрел разграничение правового статуса детей-сирот, детей
оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, при этом последней категории граждан
предоставляется ряд гарантий в интересах указанных лиц с целью предоставления
им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса.
Так, в определении понятия организация
отдыха детей и их оздоровления, содержащегося в статье 1 Федерального закона № 124-ФЗ, реализация
услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления указана в качестве
основного вида деятельности, что не запрещает таким организациям оказывать
соответствующие услуги в качестве дополнительного вида деятельности лицам
старше 18-ти лет, в том числе лицам из числа детей-сирот.
При этом согласно статье 1 Федерального закона № 124-ФЗ под
организацией отдыха детей и их оздоровления следует понимать организацию,
деятельность которой направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей
и их оздоровления.
Между тем процесс отдыха и
оздоровления детей включает в себя совокупность мероприятий, направленных на
развитие творческого потенциала детей, охрану, а также укрепление их здоровья и
профилактику заболеваний.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
санаторно-курортное лечение предполагает медицинскую помощь, осуществляемую
медицинскими и санаторно-курортными организациями в профилактических, лечебных
и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в
том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на
курортах.
При этом путёвки в санаторно-курортные
организации предоставляются детям-сиротам при наличии медицинских показаний.
По вопросу правового регулирования
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей Минобрнауки России обращает внимание.
Федеральный закон № 159-ФЗ не содержит
положений об определенной периодичности предоставления путёвок органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в организации отдыха
детей и их оздоровления.
Вместе с тем согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 1
Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов
Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия
(при этом в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не
должны противоречить федеральным законам).
Кроме того, следует обратить внимание,
что статья 7 Федерального закона № 159-ФЗ закрепляет
право каждого из числа детей-сирот на получение путевки в организации отдыха
детей и их оздоровления, а также в санаторно-курортные организации при наличии
медицинских показаний с оплатой проезда к месту лечения (отдыха) и обратно не
зависимо от каких-либо обстоятельств.
IV.
Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям, организации
отдыха детей и их оздоровления должны соблюдать следующие основные
(минимальные) условия:
1)
наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает организация;
2)
условия размещения организации;
3)
укомплектованность организации необходимыми квалифицированными специалистами;
4)
техническое оснащение организации (оборудование, снаряжение, транспорт и т.д.);
5)
наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг;
6)
соответствие требованиям безопасности и качеству оказания услуг;
7)
наличие развивающей программы пребывания детей в организации отдыха детей и их
оздоровления.
Основной перечень документов:
См. Национальный стандарт Российской
Федерации ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и
оздоровления", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря
2007 г. № 565-ст.
устав организации отдыха детей и их
оздоровления, положение; документы на право оперативного управления зданиями и
сооружениями, землей; номенклатура дел указанной организации, локальные акты, в
том числе правила внутреннего трудового распорядка, положение (приказ) о
проведении производственного контроля;
паспорт организации, паспорт
антитеррористической защищенности объекта (территории) и другие, договор на
организацию охраны объектов и территории организации отдыха детей и их
оздоровления;
штатное расписание, должностные
инструкции, графики работы и дежурства сотрудников; данные о педагогическом,
медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные
характеристики; справки об отсутствии судимости у работников;
заключения органов в сфере
санитарно-эпидемиологического надзора, в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах, акт приемки организации отдыха детей и их оздоровления (порядок
приемки организаций отдыха детей и их оздоровления устанавливается субъектом
Российской Федерации);
правила, инструкции, методики, планы и
программы работы с детьми, график проведения смен; договоры с родителями
(законными представителями) об оказании услуг в сфере организации отдыха детей
и их оздоровления; лицензия на осуществление образовательной деятельности по
реализации дополнительных общеобразовательных программ (при наличии);
инструкции по технике безопасности и
охране труда, журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных
случаев;
документация на имеющиеся
оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
финансово-хозяйственная документация;
документация по организации питания
(примерное меню, сертификаты на пищевые продукты и т.д.);
медицинская документация (лицензия на
медицинскую деятельность; медицинские книжки сотрудников организации;
медицинские справки на каждого ребенка и др.);
другие документы, необходимые для
качественного и безопасного оказания услуг по организации отдыха детей и их
оздоровления.
Кроме этого, в организации отдыха
детей и их оздоровления должны отсутствовать неисполненные предписания,
выданные уполномоченными органами государственной власти в сфере
санитарно-эпидемиологического надзора, в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах, а также иными органами государственной власти в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации.
© Материал из Справочной системы
«Образование»
mini.1obraz.ru
Дата копирования: 06.06.2018