Образование для лиц с особыми образовательными потребностями
Образование для лиц с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование в городе Нефтеюганске
Инклюзивное образование- это организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ«Модель интегративно-инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы» Скачать
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (в новой редакции)
Единая концепция специального федерального государственного стандартадля детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Скачать
Создание условий по интеграции детей-инвалидови детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях города Нефтеюганска Скачать
Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗкак фактор предупреждения отрицательного влияния на ход психического и личностного развития Скачать
«Модель интегративно-инклюзивного образованиядетей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы» Скачать
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста составляет 6351 человек.
Для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Ханты-Мансийского округа – Югры создана сеть образовательных организаций (17 образовательных организаций), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, где обучается 2067 человека, в т.ч. 895 детей-инвалидов.
Указанные образовательные организации реализуют адаптированные образовательные программы для детей со следующими нарушениями:
для детей с умственной отсталостью функционируют 13 образовательных организаций;
для детей с задержанным развитием функционируют 1 образовательная организация;
для глухих и слабослышащих детей работают 2 образовательных организации;
для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и глухих детей создана и работает школа-детский сад.
В 8 образовательных организациях имеются интернаты, позволяющие обеспечить стационарное проживание детей с ограниченными возможностям здоровья.
В образовательных организациях, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные образовательные программы, реализуются программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: «столяр», «слесарь-сантехник», «швея», «вязальщица трикотажных изделий, полотна», «плотник», «штукатур», «рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений», «цветовод», «овощевод», «парикмахер», «повар» и др.
Дополнительным образованием охвачено 100% обучающихся. Особое место в дополнительном образовании уделяется занятиям по физической культуре и спорту. В каждой образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют спортивные кружки и секции для занятий адаптивными видами спорта.
На реализацию мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (далее – Программа) в 2016 году образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования и молодежной политики автономного округа (далее – Образовательные организации), из средств бюджета автономного округа выделено – 12 500,0 тыс. рублей.
В 2016 году на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей – инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 3000,0 тыс. рублей 5 образовательным организациям. Данные средства будут направление на приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
На приобретение спортивного оборудования для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья 5 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 2 500,0 тыс. рублей, в том числе на:
приобретение тренажеров;
приобретение кресел для релаксации;
приобретение спортивного инвентаря и оборудования для инвалидов-колясочников;
приобретение компьютерных игровых тренажеров.
На оснащение современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом 7 образовательным организациям выделены средства из бюджета автономного округа в объеме 7 000,0 тыс. рублей в том числе на приобретение:
интерактивных столов;
учебного оборудования для инвалидов с нарушением зрения;
комплексов учебно-игровых средств и др.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в рамках интеграции детей с различными нарушениями развития в муниципальных общеобразовательных организациях созданы 145 специальных (коррекционных) класса, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные основные общеобразовательные программы, в которых обучаются 1443 человек.
Общее количество детей-инвалидов обучающихся в общеобразовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет 215 человек, из них в профессиональных образовательных организациях – 123 инвалида и в организациях высшего образования – 92 инвалида.
Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
В 2015 году созданы условия для реализации инклюзивного принципа в 66 образовательных организаций общего образования.
К концу 2016 года для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья будет создана универсальная безбарьерная среда еще в 4 общеобразовательных школах, что составит 21,4% от общего числа образовательных организаций.
В системе образования автономного округа дети-инвалиды дошкольного возраста, воспитываются в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольных организаций.
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.03.2015 № 345 (в ред. от 01.06.2015 № 757) «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» утверждены 8 пилотных площадок по введению федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 № 85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования» присвоен статус Ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования 8-ми государственным образовательным организациям.
Деятельность Ресурсных центров направлена на методическую помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на создание условий для получения педагогическими работниками теоретических и практических навыков осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам, на организацию методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ.
С 2007 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра участвует в реализации Федеральной целевой программы по организации дистанционного обучения для детей - инвалидов, обучающихся на дому. Целью внедрения данного проекта является содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе поддержки базового и дополнительного образования.
В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе на 2014-2020 годы» для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в 2015 году выделено 3 000,00 тыс. рублей на приобретение оборудования и оплаты контента для использования дистанционных технологий обучения и приобретения современного специализированного оборудования для реализации адаптированных образовательных программ. Созданы условия для 440 человек, что составляет 100% от потребности.
Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам
О комплексе организационных мер по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних и организаций профилактических осмотров несовершеннолетних в государственных общеобразовательных организациях со стационарным проживанием
Об организации и обеспечении проведения региональной олимпиады по трудовому обучению среди обучающихся, воспитанников государственных общеобразовательных организаций (С умственной отсталостью) ХМАО-Югры в 2016 году
О создании системы комплексной помощи несовершеннолетним с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на территории ХМАО-Югры
Об организации профилактики безвестных исчезновений и самовольных уходов несовершеннолетних из образовательных организаций и оказания психолого-педагогического сопровождения
Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образвоания на территории ХМАО-Югры для детей с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении, в также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий
Об организации и обеспечении деятельности Координационного Совета по вопросам психолого-педагогического сопровождения системы образования на территории ХМАО-Югры