Новомученики и исповедники церкви Русской

 

Новомученики и исповедники церкви Русской

 

 

Из исследовательской работы Буреевой Анастасии «О чем рассказала бабушкина икона» (6 класс  ЧОУ  «НПГ»)

Историческая справка о семье Пластининых

Род Пластининых идет от ямщиков, которые жили в селениях на почтовых трактах (ямах), наделялись пашней, обязывались иметь по 3 лошади, за гоньбу получали прогоны.

 Самаровский ям учрежден в 1635 году. «В 1637 году для обеспечения транспортной связи между Тобольским и Обским Севером по указу Сибирского приказа П.Чириков прибрал в поморских городах 100 человек с женами и детьми (не из тягла, не из холопей, не из крепостных и не из воров) и отправил их в Сибирь. 50 из них из Соли Камской, Чердыни, Соли Вычегодской были приписаны к Самаровскому яму» [16,с.65].

К началу XVIII века в Самаровском  яме насчитывался 141 двор ямщиков, а всего 149 дворов. В Переписной книге  Тобольского уезда Самаровского яма  переписи тобольского сына боярского В.И. Измайлова от 1710 года значится: между дворами ямщиков Ивана  Микитина сына Шаламова и Осипа Микитина сына Шаламова «двор, а в нём живёт ямщик  Тимофей Кириллов сын Пластинин семидесяти  пяти лет. У него сын Яким сорока осми лет. Жена у него Дарья Степановна сорока осми лет. Два сына: Иван десяти лет, Офонасей семи лет. Три дочери: Катерина двадцати лет, Агафья тринадцати лет, Марья трёх лет. У него ж, Тимофея, племянник Осип десяти лет» [20, лист 139].

Исследователь-краевед Лопарев Х.М. приводит многочисленные доказательства присутствия  Пластининых в Самаровком яме. В «Деле  Ушакова» от 1667 года значится: «Будучи на Самаровском яму на приказе Афанасий Ушаков…вино курил и пиво варил…на государские ангелы и на господские праздники, а не в продажу. Показания дали ямщики Самаровского яма: Сенька Лыткин, Микитка Шаламов, Ивашка Змановский, Кирилко Худяков, Андрюшка Пачганов, Афонька Карандашев, Петрушка Кайгородов, Васька Корепанов, Сенька Петров, Терёшка Самойлов, Тимошка Пластинин» [16, с 152-153].

Поступная от 1737 года свидетельствует: «Лета 1737 году марта 7 дня Самаровскому яму ямской сын Мартын Иванов сын Пластинин дал сие поступное письмо того же яму ямщику Савелию Леонтьеву сыну Хозяинову в том, что поступился я, Мартын, ему, Савелию, землею своею, которою меня при смерти благословил дядюшко мой  Реполовского сору при своей братии шестым жеребьем; а оную землю поступился я, Мартын, ему, Савелию, за свой долг за три рублёв» [16, с. 184-185].

         Договорное письмо от 15 сентября 1746 года гласит: ямщики Реполовского погоста Самаровского яма ( в их числе Шаламовы, Сургутсков, Змановский, Пластинин ) решают «все угодья разделить пополам и положить между собою жеребьи, которым где достанется во всех угодьях и промыслах, друг друга не обидеть, делать сущую правду  по святой евангельской непорочной заповеди Господней» [16, с.188]. 

         Пошлинное письмо под № 484 от 19 сентября 1768 года в Самаровскую канцелярию гласит: «Самаровского яму ямской охотник Иван Данилов сын Кузнецов поступился в вечное владение того же Самаровского яма ямскому охотнику Лариону Сургутскову с детьми и внучатами своею землею в деревне Реполовой третей пай с сенными покосами, с рыбными промыслами и птичьими угодьями (взял 1 рубль 20 копеек). А та моя земля с угодьями в межах по сторону с Худяковым, Никитиным да Пластининым» [16, с.194].

Реформой 1782 года в Сибири введена система волостного деления. Самаровский  ям переведён в статус села и центра Самаровской волости. «Должность волостного головы в Самарово в разное время исполняли Максим Лыткин (1816), Василий Конев (1819), Иван Пластинин (1838)» [6, с.6].      

К середине ХVIII века ямщики окончательно обжились, приобретя земли и промысловые угодья в Реполовском погосте. Согласно переписи душ 1763 года в Самаровском ведомстве Сибирской губернии, деревня Репаловская  (основана в 1685 году) - одна из самых населенных: в ней проживало 20 семей, число членов которых составляло 119 человек. Крестьяне села зажиточны, занимаются рыболовством, охотой, кедровым промыслом [44].

Документ от 1808 года свидетельствует: «Тихон Пластинин с сыном Иваном, Матвей Змановский и Иван Трусов заняли у Родиона Жукова 85 рублей для рыбного промысла»  [16, с.42].  Земли, находящиеся в пользовании каждой отдельной фамилии, составляли отдельную территориальную единицу, большей частью бассейн какой – либо реки. У ямщиков Сургутсковых  была речка Бобровка,  у Пластининых – район реки Конды» [23, с.22-23].

В 1900 году в Реполово организована министерская школа, находились волостное правление, двухклассное училище, сельская лечебница (при ней сельский врач и фельдшер), почтовое отделение, церковь и три часовни, казенная винная лавка, кузница, 11 торговых лавок, пароходная пристань. Большинство жителей, пришедших из Самаровского яма, носили фамилии Шаламовых, Худяковых, Сургутсковых, Пластининых» [44].

             В центре села находилось волостное правление. «В 1906 – 1913 годах в составе волостного правления числились старшина Пластинин Пётр Ильич, староста Першин Маркел Поликарпович, писарь Ведров Василий Кузьмич» [21, с .4].

 

Тринадцать колен семейного древа имеют прямую наследственную линию.

I

Кирилл Пластинин   около 1600 г.р.

II

Тимофей Кириллович Пластинин  1635 г.р.

III

Яким Тимофеевич Пластинин 1662 г.р.

IV

Иван Якимович Пластинин   1700 г.р.

V

Мартын Иванович  Пластинин  около 1737 г.р.

VI

Тихон Мартынович Пластинин  1772г. -около 1830г.

VII

Иван Тихонович  Пластинин  1803г.- около 1860 г.

VIII

Иван Иванович  Пластинин 1830 – 1897 г.

IХ

Илья Иванович  Пластинин  1860г.  – 1923г.

Х

Пётр Ильич Пластинин 1891г. – 1921г.

Х I

Леонид Петрович Пластинин  1912г. -1972 г.

Х II

Николай Леонидович  Пластинин 1955г.р.

Х III

Константин Николаевич  Пластинин  1985г.р.

Мужская нисходящая родословная Пластининых.

 

Просматривая метрические книги церквей на генеалогическом портале «Связь поколений Югры» [39] (выдано 625 имен с фамилией «Пластинин»), изучая семейный архив, убедились:  члены семейства  крещены  в Реполовской Крестовоздвиженской церкви,  построенной в селе в 1790 году, а в 1869 году перестроенной. «Деревянная, с железной крышей; имеет 3 престола: во имя Воздвижения Креста Господня, во имя Смоленской Божией Матери и во имя святого Николая Чудотворца; штат: священник, псаломщик; действовала церковноприходская школа в деревне Батовской» [28, с. 30] .

Согласно списку церквей Тобольской епархии от 28 декабря 1890 года, под № 50 значится: в Реполовской Крестовоздвиженской церкви священник Александр Миловидов, псаломщик Иоанн Заборовский [42].

Зная о том, что икона святителя Николая -  благословение Пластинина Ильи Ивановича, обратились к девятому колену родословного древа. Илья Иванович (1860-1923 г.г.) -  сын крупного рыбопромышленника Ивана Ивановича Пластинина (1830 г. – 06.04.1897 г.). Женившись на Олимпиаде Ксенофонтовне Мотошиной, Илья Иванович укрепил экономическое положение семьи: Мотошины имели большие рыболовные и сенокосные угодья. Нужно отметить, что в семье следовали традиции: заключали браки для укрепления материального и духовного богатства. Наблюдается линия заключения браков со священническими семьями Сургутсковых, Страховых, Тверитиных.

Метрическая книга Реполовской Крестовоздвиженской церкви, запись № 10 от 28.09.1881г. Справка ГА ХМАО о заключении брака между Пластининым И.И. и Мотошиной О.К.

         

           Неутомимой хозяйственной деятельностью Илья Иванович заслужил авторитет среди односельчан. Его внимание привлекали маслоделие, пчеловодство, машинное вязание рыболовных сетей, выращивание в северных условиях зерновых культур. «Около Самарово почти ничего не сеют, кроме ячменю,  овса, льну.  Илья  Иванович Пластинин  в 20 верстах от Реполово делал опыт, сеял 1 пуд пшеницы, снял 14 пудов» [4, с 3].  Опыт хлебопашества приветствовался: зерновое производство Тобольского уезда могло обеспечить потребности населения в хлебе лишь на 37 %.

            В 1910 – 1911 годах вместе с братьями  Михаилом и Петром Илья Иванович открыл в Реполово мыловаренный завод, просуществовавший до 1932 года. «На этом заводе мыло получается очень хорошего качества и имеет довольно большой сбыт по селениям Низового края [4, с. 222 – 223].

        Особая страница жизни Ильи Ивановича – его общественная деятельность. Исследователь Харина Н.С. [45] называет его имя в числе меценатов. Илья Иванович - действительный член  Тобольского губернского музея, присяжный заседатель по Тобольскому уезду, попечитель  Реполовского министерского училища.

Тобольские губернские ведомости, 1915 г., № 46 (благодарность тобольского губернатора за пожертвования на выписку учебных пособий для сельских училищ Тобольского округа

 

Илья Иванович - член Общества вспомоществования учащимся Тобольской духовной семинарии, являвшейся колыбелью сибирского Православия и просвещения, ведь выходящий из стен семинарии нес не только знание церковных дисциплин, но и был просветителем сибирского населения в самом широком понятии: наряду с богословскими науками изучали историю и географию, красноречие и медицину, математику и рисование, языки греческий, латинский и французский. Продолжительное время от своего основания семинария содержалась только на местные средства архиерейского дома, а с 1765 года ей было назначено Синодом содержание в 490 рублей 16 копеек в год. «Ректор семинарии 12 декабря 1776 года доносил архиепископу Варлааму, что многие ученики за дальностью и убожеством своих родителей содержатся на семинарский кошт и снабжаются как платьем, книгами, бумагою, так и пищею» [2, с.6]. В начале XIX века суммы, отпускаемые на содержание семинарии, увеличились, но и их было недостаточно.

Предметом  постоянной заботы Ильи Ивановича была Реполовская Крестовоздвиженская церковь, в которую он вложил немало личных средств. В «Тобольских епархиальных ведомостях» имеется запись от 1910 года: «Храм внутри обтянут холстом и выкрашен масляной краской и в некоторых местах расписан; храм вообще чистый и приличный и всего в нем… достаточно» [44]. Выписка из Епархиальных ведомостей от 1900 года об утверждении Ильи Ивановича в должности церковного старосты на пятое трехлетие.

Тобольские епархиальные ведомости. 1900 г. № 1-2 (об утверждении Пластинина И.И. в должности церковного старосты на пятое трехлетие

 

          Согласно Справочной книге Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года,  в состав Тобольской епархии (на кафедре -  Его Преосвященство, Преосвященный Алексий, епископ Тобольский и Сибирский с апреля 1912 г.)  входили церкви и учреждения Русской Православной Церкви  семи уездов Тобольской губернии – Тобольского, Тюменского, Туринского, Ялуторовского, Курганского, Ишимского, Тарского, Березовского, Сургутского. Реполовская Крестовоздвиженская церковь относилась к 3-ему благочинию Тобольского уезда. Благочинный Владимир Марсов, село Реполовское.         

Приходы – низшие церковно-административные единицы. «Окормлявшееся население  обращалось к епархиальным властям с просьбой о возведении храма или часовни. В приходском храме верующие целовали крест на верность новому монарху. Здесь же будущих ямщиков приводили к присяге, зачитывали касавшиеся всего «мира» объявления, обсуждали челобитные, хранили документы и казну» [40].

Вышеуказанная Справочная книга Тобольской епархии дает сведения о приходе Реполовской Крестовоздвиженской церкви: «В приходе дворов 235. Прихожан: мужского пола  847, женского пола  844. Церковной земли нет. Церковный капитал 4284 руб.30 коп. находится в билетах. Причтовый капитал 650 руб. Жалованье: священнику 294 рубля, псаломщику 68 рублей. Просфорня получает жалованье от прихожан» [43].

Илья Иванович - церковный (приходской) староста - стоял во главе конфессиональной общины, выбирался сходом на определенный срок из числа «добрых и прожиточных» прихожан». Он отстаивал интересы общины перед местным клиром и церковными властями. Под его руководством содержался и ремонтировался храм. «Он же заведовал и распоряжался приходской казной и хозяйством, составлял полную опись имущества церкви, вел приходо-расходные книги, хозяйственную документацию в соответствии с установленными требованиями, соблюдение которых тщательным образом контролировалось Синодом; следил за укомплектованностью церкви кадрами духовенства. Большое внимание старосты уделяли тому, чтобы храм был обеспечен «потребами»[40].

 «За неслужебные отличия по ведомству православного вероисповедания Пластинин Илья Иванович был пожалован золотой медалью с надписью « За усердие» (1900 г.), удостоен благословения Святейшего Синода (1910 г.) и звания  Потомственного Почетного гражданина(1915г.).

Тобольские епархиальные ведомости, 1915 г.,№24. О пожаловании звания

Потомственного почетного гражданина Пластинину И.И.

 

Тобольские епархиальные ведомости, 1910 г., № 15, с 183. О благословении Святейшего Синода с выдачей грамоты крестьянину Тобольского уезда Илье Пластинину за пожертвование в Реполовскую Крестовоздвиженскую церковь.

 

            Зимой 1917 года, с установлением пути, докатилась в деревни и села Самаровской волости весть о революции. Ее привезла почта и демобилизованные солдаты. По краю прокатилась волна репрессий.  «По решению Тобольского уездного совдепа «на семью купца Пластинина была наложена контрибуция в размере 10 тысяч рублей, а ячейкой РКСМ были национализированы 2 дома, мебель и даже красный материал на знамя РКСМ» [14].

        Согласно справке отдела ЗАГС администрации Ханты-Мансийского района, выданной 28 апреля 2006 года, Илья Иванович Пластинин скончался 08 сентября 1023 года в селе Реполово Тобольского уезда (в возрасте 63 лет).  Но политические репрессии коснулись жизни его детей и внуков.

              Старший сын Валериан Ильич (1884 г.р.) пытался продолжить дело отца. Проучившись некоторое время в Тобольском духовном училище, он вернулся в Реполово и стал помогать отцу: занимался рыбным промыслом, мыловаренным делом, в 1912 году заменил отца на должности старосты Реполовской Крестовоздвиженской церкви. Когда семейный заводик был экспроприирован, Валериан Ильич с семьей переехал в Тобольск и там продолжил опыты производства мыла. 28 ноября 1928 года в Обществе изучения края при музее Тобольского Севера на заседании промышленно-экономической секции слушался его доклад «Опыты практического применения химической переработки рыбоотбросов», в котором он сообщил о получении из отбросов первосортного жира и последующим приготовлении мыла. В последующем работники Тобольского Рыбтреста (в их числе и научный работник Миловидов) вследствие бездушного отношения к этому интересному делу отвечали отказом (об этом факте писали Известия Уральского облисполкома от 15 марта 1932 г.).

Пластинин Валериан Ильич с семьей. г. Керчь. 1937 г.

          Валериан Ильич с женой Екатериной Акимовной и семью детьми переехал в Керчь, что позволило ему на некоторое время уберечь семью от репрессий. Он  устроился  на работу на хороших условиях как ценный работник. Все дети получили высшее образование: Валентина, Константин, Георгий стали врачами, Иван – преподавателем английского зыка и директором школы, Николай – капитаном теплохода, Борис – директором Московского авиационного завода № 24 имени Фрунзе. Борис Валерианович 1912 г.р. осужден по ст. 58 и расстрелян в 1937 году. Екатерина Акимовна 1888 г.р. осуждена в феврале 1944 года и приговорена к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (откуда не вернулась). Валериан Ильич скончался в 1952 году.

        

Репрессированные Екатерина Акимовна и Борис Валерианович Пластинины

          Иван Ильич 1886 г.р.  после окончания Тобольской духовной семинарии (рукоположен во священника в декабре 1907 года)  стал священником церквей сел Покровского, Романовского, Демьянского, Сухоруковского, получил архипастырское благословение «за усердные и успешные труды» (с выдачей грамоты, 1914 г.),  награжден епископом Тобольским и Сибирским Варнавой за отличия по службе правом ношения набедренника и скуфьи (1918 г.) [31]. В 1918 году утвержден в должности благочинного церквей 3-его благочиния Тобольского уезда, в 1919 году уволен за штат по прошению. Опасаясь репрессий (жена Татьяна Григорьевна – дочь тюменского священника Страхова Григория Федоровича, пятеро малолетних детей), Иван Ильич с семьей выехал в г. Омск.

        Мария Ильинична 1897 г.р. в 1917 году обвенчалась с Дмитрием Саввичем Гибедо, почтово-телеграфным чиновником, но в 1920 году Дмитрий Саввич вместе с братом  Александром  Саввичем (дети священника Тюменской церкви)  были арестованы в июне 1920 года,  осуждены коллегией Тюменской губЧК  и  расстреляны в декабре 1920 года.  Мария Ильинична с малолетним сыном выслана в г. Обдорск Остяко – Вогульского национального округа.

         Туда же был выслан и Федор Ильич 1899 г.р., подвергшийся репрессиям вместе с сыном Николаем Федоровичем: осуждены в марте 1933 года (ст.58-2, 58-11 УК РСФСР) на 3 года лишения свободы; освобождены в мае 1935 года. В дальнейшем оба стали участниками Великой Отечественной войны.

             Попал в  списки репрессированных и младший сын Ильи Ивановича. Согласно Книге расстрелянных (Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого террора. Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа) бухгалтер тобольской артели «Труженица» Пластинин Николай Ильич 1902 г.р. арестован в марте 1938г., осужден «тройкой» Омского УНКВД и  расстрелян в Тобольске 11.7.1938г.  [12, с 329].

        Петр Ильич 1891г.р. - десятое колено древа – наследователь семейной иконы.  В 1912 году его призвали на царскую службу в Закаспийскую область, а затем  он участвовал в Первой мировой войне.

 

Петр Ильич (слева) с братом Валерианом Ильичом. Тобольск, 1914 г.

 

         В 1917 году Петр Ильич в чине старшего унтер-офицера вернулся домой с георгиевской медалью «За храбрость». В августе того же года в Реполовской Крестовоздвиженской церкви состоялось венчание Петра Ильича и Екатерины Петровны. Родители Илья Иванович и Олимпиада Ксенофонтовна благословили сына на брак иконой Святителя Николая (эта икона с письменным благословением Ильи Ивановича пребывает в нашей семье и передается из поколения в поколение). Во время крестьянского восстания 1921 года Петр Ильич мученически погиб в бою возле обской деревни Ворона (на основании данных краеведческого музея г. Ханты-Мансийска, спущен красногвардейцами под лед реки живым) [15].

        

Екатерина Петровна и Петр Ильич Пластинины. 1917 г.

 

 

Справки ГА ХМАО о рождении Пластинина П.И. и его браке

 

                Знание истории рода позволило составить семейный герб с учетом основных направлений деятельности представителей рода.

Форма щита квадратная закруглённая, так называемая Испанская. Щит двучастный, со щитком в середине.

Правая часть щита голубого цвета, разделена чешуйчатым делением. Левая часть щита оформлена расположенными в ряд фигурками беличьего меха на зелёном фоне, символизирующем цвет леса: рыбный и охотничий промысел - основные занятия прадедов.

В середине щита - его сердце, щиток, на котором помещена главнейшая эмблема - геральдический крест, разновидностью которого является крест клинчатый. Эта эмблема выбрана в качестве главенствующей: все представители рода - христиане, которые считают своим долгом служение православной России.

Щит украшен красной лентой: красный - цвет крови, пролитой во имя Отечества. Представители рода– участники Первой мировой войны,  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. (Бессмертный полк семьи – имена 25 солдат), в мирное служили в рядах Советской Армии, выполняли интернациональный долг в Афганистане. На ленте золотом прописан год основания рода.  На краях ленты - фамильный девиз «Трудом славен».

 

Герб рода Пластининых

 

 

«Уроки столетия в Югре», Туманкова Софья Игоревна Тел. 8(3463) 228262

В 2017 году исполнилось 100 лет событиям, имевшим начало в 1917 году. Изучая материал о святых новомучениках, я решила изучить исторические события того времени которые имеют духовную связь с моим округом Югрой.

Шел 1917 год ….  На пороге стояло столетие испытаний для России православной.   Подверглись самым страшным гонениям священнослужители и целое поколение христиан, уничтожались храмы и монастыри.  Историки говорят, что подобных гонений не было в Церкви христовой за всю ее историю.

По всей стране невзирая на протесты верующих снимали колокола, жгли иконы и богослужебные книги, колокольный звон и крестные ходы были запрещены. С 1919 по 1920 год были произведены публичные вскрытия святых мощей, что стало настоящим потрясением для церковного народа. Православная церковь была уничтожена.

    Мученики за веру во главе с безвинно убиенной Царской семьей – это живой пример православной верности, патриотизма.  Во время гонений Царская семья пронесла несокрушимую православную веру через все скорби и страдания.

И подвиг новомучеников Церкви русской -это пример истинной веры. Верующих людей можно было убить, но невозможно было победить их веру.

 Тысячи православных верующих в это страшное время приняли мученическую смерть за исповедование веры Христовой. в лагерях тюрьмах и ссылках. Наш округ не был исключением для ссыльных за православную веру.

В 1917году Священномученик Гермоген епископ Тобольский и Сибирский был сослан в Тобольск, где находились в заточение царственные узники семьи Романовых. На Вербное воскресенье 1918 году не смотря на запреты властей  прошел в Тобольске крестный ход. После чего владыка был арестован.

 Его сбросили в реку с привязанным к нему двухпудовым камнем. Тело святителя- мученика Гермогена было вынесено на берег и найдено жителями села.

С 1922-1925 год в Тюмени, Тобольске, Самарове, прибывал  священномученик Герман.. Епископ писал: “Господь так устроил, что целую неделю мы жили здесь, как у родных. Я не могу в этом не видеть и особенного попечения о нас св. Иоанна Тобольского, икона которого, не помню, когда и кем мне данная, путешествует всегда со мной вот уже 2 года. Это знаменательное совпадение.” После смерти сохранились 120 писем епископа Германа, отправленных из разных мест заключения, это бесценные документы эпохи.

В Югре отбывал наказание новомученик отец Илья Громогласов. В 1925 году скончался Святейший Патриарх Тихон и верный сподвижник Патриарха протоирей Илья, произнес памятную речь. Через месяц он лишился свободы, и вскоре был выслан в Сургут на многие годы.

 С 1928 года был в ссылке в деревне Сытомино, Сургутского района новомученик Иоанн Попов, а через 3 года переведен в Самарово. Церковный историк, автор ценнейших литературных трудов.  Архиепископ Илларион, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича».

В 1929 году отбывал наказание в Сургуте, Самарово священномученик Онуфрий. Девять раз подвергался арестам и ссылкам, его содержали в тюрьмах двенадцати городов. За годы гонений владыкой Онуфрием было написано 564 статьи на 2288 страницах. Это проповеди, размышления, и письма. Это – ценный вклад религиозной литературы.

В священном Писании говорится: почитайте своих наставников.  К 2006 году были прославлены в лике новомучеников и исповедников более 1700 человек.  Это первый случай, когда столько новых небесных заступников было явлено миру. Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля.

В 2014 году в Ханты-Мансийской епархии была создана комиссия по канонизации, она рассмотрела материалы для Московской Синодальной комиссии по канонизации этих святых новомучеников пострадавших за веру в годы гонений Югры.

Михаил Герасимович Иванников был сослан в Самаровский район, монахиня Анна Чемагина была сослана в юрты Реполовские Самаровского района, где монахиня продолжала ходить в черном одеянии, и была верна монашеству, помогала ссыльному священнику Александру Пантуеву. В 1937 году монахиня и 13 православных стариков, активно выступавших за сохранение церкви, расстреляны в Ханты-Мансийске.

“Если народ помнит свою историю – благо ему будет”, — сказал митрополит Павел.

Страшным было уничтожение памятников истории культуры, вместе с которыми пытались уничтожит веру народа. В исторической справке описания церквей появилась новая строка: взорван, разрушен, сгорел, закрыт, а храм для православного человека центр духовной жизни.

  Югорская земля помнит немало исторических событий, свидетелями которых были золотые купола Югры.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Самарово на протяжение века был центром духовной жизни северного края. Последним в храме служил иерей Ефим Оболтин, он принял мученический конец за веру и был причислен к лику новомучеников.  В 1920  годы  церковь, разрушили, разграбили, верующих преследовали. Церковное кладбище и могилы священников в ограде церкви были осквернены и разграблены. Кирпич из стен и сводов храма применили для постройки рыбокомбинат.

  В тяжелые годы после революции Воскресенский собор в Березово был последним, действующим храмом на территории Югры. Последним священником Воскресенского храма был Александр Тоболкин, проводил богослужения, привлекая все большее количество зырян, туземцев к вере. Александр Тоболкин тайно, под покровом ночи провел последний обряд крещения, крестил зырянку-бабушку моей одноклассницы Татьяны Бойковой. Утром его арестовали. Виновным себя не признал, никого не оговорил, от веры не отрекся, был расстрелян в 1937 году. Храм взорвали в 1938 году.

Храм в честь Целителя Пантелеймона в селе Тундрино построен 1894 году. Во время реставрации старинного храма   была найдена церковная книга 19 века. Вероятно, последний дореволюционный священник Тундринского храма сохранил её. С 1920 года обезглавленное здание храма перестало существовать.  Церкви использовалось под зернохранилище, клуб, склад.

Храм в честь Иоанна Предтече в селе Нижневартовск возвели в конце 1917, а в 1922 году из храма была изъята церковная утварь, были сняты иконы, колокольню снесли, священника изгнали из села. Храм закрыли и в 1936 году. Храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Ларьяке Нижневартовского района постройки 1772 года. Священник Арсений Вергунов был последним настоятелем храма в Ларьяке, храм был закрыт в 1929 году. Через 8 лет бывший священнослужитель был расстрелян.

Троицкий собор в селе Сургут постройки 1728 года, уничтожали планомерно с 1923 до 1930 год. Советская власть провела в стране в 1922 году широкомасштабную операцию по изъятию церковных ценностей, которая не обошла стороной и Сургут. Из Троицкой церкви было изъято богослужебных предметов, окладов икон из драгоценных материалов и камней более пяти пудов. Это были не просто килограммы ,а предметы святости имевшие немалую ценность, ведь возраст некоторых вещей был 200 и более лет. Были указания по изъятию духовной литературы, многие из ценных изданий безжалостно сожгли. Общие количество книг было 245 наименований, 1077 единиц.   Троицкий собор в Сургуте использовали под пекарню. Старожилы рассказывают, церковь разобрали по кирпичикам, церковный кирпич погрузили на баржу для перевоза в деревню Юган. Баржи попали в шторм на реке Обь и ушли с церковным кирпичом на дно.

Хранила Сибирь, как и вся Россия православную веру, крестилась на поруганные и разрушенные храмы и верила, что поднимутся они вновь золотыми куполами к высокому Югорскому небу.

Президент Владимир Путин обозначил значение уроков, которые мы должны извлекать из нашей общей истории они нужны нам для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, мы единый народ, и Россия у нас одна.

Вековые храмы моего округа помнят историю прошлого столетия.  Сейчас идет духовное возрождение России. В городах и селах округа строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. В храмах проходят богослужения, слышаться колокольный звон, открываются монашеские подворья. Россия выжила и обрела второе крещение.

После выступления с презентацией о храмах и новомучениках в Югорском округе я решила проверить, насколько знают гимназисты о событиях 1917-1939 года происходивших в Югре. Поэтому я провела повторное анкетирование: получилось, что 87 % опрошенных знают, что означают события 1917 года, 93% что означают слова "новомученик, исповедник, мученик", 91% могут назвать новомучеников в России.

100% гимназистов высказали, что презентация помогла им узнать о событиях и новомучениках 1917-1939 года в Югре.

Выводы.

Изучив архивные исторические материалы, проанализировав письма ссыльных, я пришла к выводам:

Во-первых, церковь стоит на крови мучеников. Это ясно подтвердилось в XX веке. Целью всех потрясений начала века было уничтожение Православной Церкви. Сразу же после большевистского переворота Русская Православная Церковь подверглась неслыханным гонениям, сила которых не ослабевала целую четверть века.

Во-вторых, церковь приобрела новых новомучеников и исповедников Российских, которые являются ярким примером для православного народа. Новомученики отдали жизнь за веру и причислены Православной церковью к лику святых. Пишутся первые имена в еще не оконченный список мучеников, исповедников и новомучеников Православной веры и великий XX век останется в памяти потомков, как век тысячи и тысячи невинных жертв.

Я подготовила материалы и сверстала журнал о священниках, ссыльных в г.Сургут в начале XX века и причисленных к лику святых, в перспективе планирую выпуски еще трех журналов: «Храмы начала XX столетия, разрушенные в Югре», «Иконы новомучеников и исповедников Югорской земли», «Как хант - язычник стал православным священником».  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения